Сенаторы предложили с 2028 года передать все функции «Системного оператора» компании «Россети». Они видят перекосы и дублирование функций в модели, в которой организации существуют раздельно
Правительство изучает законопроект о передаче функций «Системного оператора» (СО, диспетчер энергосистемы) компании «Россети». Соответствующий документ, с которым ознакомился РБК, в сентябре направили в кабмин сенаторы Андрей Кутепов, Александр Брыксин и Валерий Васильев. Он подразумевает вступление в действие с 2028 года.
Авторы законопроекта напоминают, что по итогам выступления в июле главы Минэнерго Сергея Цивилева Совет Федерации рекомендовал правительству рассмотреть вопрос об исключении дублирующих функций «Системного оператора» и передаче их организации по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС). В начале 2000-х в рамках реформы в электроэнергетике такой организацией была назначена ФСК «ЕЭС», которая с 2023 года полностью консолидирована в ПАО «ФСК — Россети».
Что не так с существующей системой
По мнению авторов законопроекта, сложившаяся после реформы модель разделения функций по оперативно-диспетчерскому управлению и управлению магистральным сетевым комплексом не обеспечивает достаточный уровень централизации в работе инфраструктуры энергосистемы России. Кроме того, полномочия «Системного оператора» значительно расширились в сфере планирования развития электроэнергетики. Сенаторы заявляют, что к основным недостаткам такой модели относятся:
С 2023 года в России начала действовать новая система планирования перспективного развития энергосистем. «Системный оператор» стал единым центром ответственности за разработку ключевых документов: Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики (план на 18 лет) и Схемы и программы развития электроэнергетических систем (план на 6 лет). Занимавший тогда пост министра энергетики Николай Шульгинов говорил, что новые правила позволят внедрять наиболее эффективные с технической и экономической точек зрения решения, оптимизировать строительство и модернизацию сетей и генерации.
Согласно действующей генсхеме, до 2042 года в России необходимо построить более 88 ГВт новых объектов генерации. Стоимость такого строительства оценивается в 42 трлн руб. В настоящий момент регуляторы и участники отрасли изучают возможные источники финансирования.
Перечисленные недостатки повышают издержки на функционирование и развитие технологической инфраструктуры, снижают оптимальность работы генерирующих мощностей и в конечном итоге приводят к росту ценовой нагрузки на потребителей, уверены авторы. «В целях повышения эффективности государственного управления в электроэнергетике представляется целесообразной передача функций в сфере оперативно-диспетчерского управления и планирования развития ЕЭС России организации по управлению ЕНЭС», — заключают они.
В связи с этим законопроект предусматривает внесение ряда изменений в существующие правила, включая «закрепление всех предусмотренных законом функций, прав и обязанностей системного оператора за организацией по управлению ЕНЭС».
По данным источника РБК, знакомого с ходом рассмотрения проекта, документ был отправлен на изучение в Минэнерго и другие ответственные федеральные органы исполнительной власти. В пресс-службе Минэнерго на запрос РБК не ответили. В пресс-службе ФАС сообщили, что законопроект поступил в ведомство и находится на рассмотрении.
Как сообщили РБК в пресс-службе «Россетей», компания ознакомилась с законопроектом сенаторов и поддерживает инициативу. «Это позволит сосредоточить в одной компании функции управления энергосистемой с ответственностью перед потребителями. Можно будет исключить дублирующие направления деятельности, в том числе в сфере диспетчеризации. Кроме того, в одной организации будут сконцентрированы задачи по перспективному планированию и непосредственной реализации мероприятий по развитию сети», — сообщили там.
В «Системном операторе», в свою очередь, сообщили, что позиция о неприемлемости передачи функций СО «Россетям» остается прежней. Там считают, что это приведет к снижению надежности и экономической эффективности работы энергосистемы, дискриминации поставщиков и потребителей, необходимости фундаментального изменения законодательства, механизмов и процедур работы отрасли. «Также это приведет к утрате уникальной экспертизы, исторически формировавшейся в системе оперативно-диспетчерского управления страны», — рассказали в пресс-службе СО.
Представитель Совета производителей энергии (СПЭ) сообщил, что, по информации организации, вопросом функционала «Системного оператора» сейчас занимается Минэнерго и «речь идет об исключении лишь дублирующих функций». При этом в СПЭ считают важным, чтобы «Системный оператор» сохранил свою независимость от всех участников электроэнергетического рынка, «так как именно этот аспект позволит принимать сбалансированные экономические решения как в интересах потребителей энергии, так и генерирующих и сетевых организаций».
В ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (АСПЭ) заявили, что не поддерживают инициативу. Там считают, что передача функций оперативно-диспетчерского управления приведет к снижению объективности управления режимами энергосистемы. Также, по мнению АСПЭ, возникнут риски «необоснованной приоритизации сетевых инвестиционных проектов при планировании перспективного развития энергосистемы, снижения прозрачности тарифного регулирования и деформации конкурентной модели рынка электроэнергетики и в итоге приведет к неоправданному росту издержек потребителей на электроснабжение».
По мнению председателя комитета Госдумы по энергетике Николая Шульгинова, модель, в которой «Системный оператор» является независимым институтом без каких-либо коммерческих интересов на энергорынке, должна сохраниться. Он уверен, что между «Россетями» и СО нет дублирования функций «в силу того, что они решают разные задачи». Шульгинов объясняет, что изменение базовых принципов, заложенных в действующую модель, передача функций по управлению и планированию режимов работы энергообъектов различных собственников к одной компании, имеющей собственные активы на рынке и свои бизнес-интересы, потребуют фундаментального изменения законодательства, включая принятие мер по минимизации негативных последствий. «Что действительно целесообразно, так это перестроить формат взаимодействия «Системного оператора» и основной сетевой компании с тем, чтобы исключить избыточный контроль СО ЕЭС над ее производственно-хозяйственной деятельностью, сосредоточившись на системных решениях», — заключил депутат.
Дискуссия на эту тему ведется не первый год, но за все время не находилось аргументов, которые бы убедили правительство принять такое решение. «На мой взгляд, на сегодняшний день в части аргументации ничего не изменилось», — говорит директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. По его мнению, целесообразнее заниматься не переделом отраслевого функционала, а решением экономических проблем, возникающих у электросетевого комплекса при планировании развития энергосистемы. Так, по оценкам эксперта, мероприятия в СиПР и генсхеме требуют единовременного увеличения тарифа ЕНЭС на 35–40%. И если «Системный оператор» не может решить задачу тарифной обеспеченности запланированных им решений, то непонятно, как решение найдется при передаче диспетчерских функций «Россетям». «Если мероприятия, предлагаемые сегодня «Системным оператором», являются технически обоснованными, то «Россети» вряд ли смогут планировать как-то иначе. Кроме того, зона деятельности ФСК меньше, чем у «Системного оператора», что чисто организационно делает передачу диспетчерских полномочий в сети проблематичной», — отмечает эксперт.
При этом, если говорить о дополнительных возможностях, то теоретически передача полномочий системного оператора «Россетям» позволила бы холдингу реализовать финансирование электросетевого строительства, альтернативного строительству генерации, через дополнительный рост тарифа объединенной компании, рассуждает Сасим. «Но опять же такая возможность — всего лишь не самая правильная альтернатива непопулярному решению о росте тарифа ФСК, которое необходимо для реализации СиПР и генсхемы», — заключает он.
Источник: www.rbc.ru